Translations of this page:

Введение в подход на основе прав и его принципы

Сфера развития различает три главных подхода к решению социальных проблем. Модель благотворительности является для нас почти инстинктивной. Когда мы видим бедного или нуждающегося человека, мы всегда готовы пожертвовать ему немного денег или вещей. Эта модель называется Моделью благотворительности, или иногда мы называем ее Моделью щедрости. В течение тысячелетий это была превалирующая модель для решения социальных проблем. Она основана на предположении, что филантропы (доноры) знают потребности бедных и просто удовлетворяют их. Хотя модель благотворительности воспринимается как всегда связанная с деньгами или различными пожертвованиями, она может иметь другие формы. Возьмем для примера сообщество, которое пострадало от несчастья и люди должны решить проблему с жильем, которое было разрушено при катастрофе. Модель благотворительности будет способствовать решению этой проблемы путем приобретения строительных материалов и отправки бригад для строительства домов для жителей этого региона.

В середине ХХ столетия люди, работающие в сфере развития, начали переходить к новой модели - Подходу на основе потребностей. Подход на основе потребностей отмечает, что Модели благотворительности недостаточно, чтобы выявлять потребности бедных и нуждающихся. Эксперты пришли к заключению, что бедные и нуждающиеся продолжали оставаться бедными и нуждающимися, так как они все больше зависели от филантропов, удовлетворяющих их потребности. Кроме того, они не участвуют в оценке реальных потребностей и как следствие не связывают себя обязательствами изменить свою жизнь, чего от них ожидают доноры. Было принято решение основываться на тех потребностях, которые выразили сами бедные люди. Этот подход пришел к очень важному предположению, что доноры не имеют ответа на вопрос: в чем же бедные и нуждающиеся действительно нуждаются. Более того, бедные и нуждающиеся должны участвовать в процессе идентификации своих реальных потребностей и средств для их удовлетворения.

В течение десятилетий в сфере социальной справедливости превалировал подход к развитию на основе потребностей. Подход на основе потребностей являлся явным улучшением по сравнению с благотворительным, который до этого господствовал в сфере социальной справедливости и развития. Со временем подход на основе потребностей стал полезным, так как он помог в установлении диалога между теми, кто помогает и теми, кто нуждается. Кроме того, этот подход призывал к большему участию тех, кто нуждается. Хотя подход на основе потребностей и призывал к участию, ему не хватало связи с политикой и регуляциями, так как это было похоже на вовлечение в политику. Учитывая превалирующую точку зрения, что НПО не должны быть вовлечены в политику, огромное количество НПО, включая очень крупные, избегали всего, что могло показаться похожим на политику, включая процесс разработки политик. Донорские структуры также не хотели быть обвиненными во вмешательстве в эти вопросы. Например, CARE International, одна из наибольших международных организаций во всем мире, до недавна избегала вовлечения в изменение политик в тех странах, где она работала, поскольку это «вне сферы их программ» (Sprechmann & Pelton, 20011)).

Подход на основе потребностей имел несколько недостатков, которые препятствовали более глубокому и целостному подходу к социальной справедливости. Эти недостатки включают в себя:

  • Поддержка имиджа нуждающихся людей как бенефициаров других благотворителей. Бедные и обделенные, будучи реципиентами помощи от других, продолжали просить о помощи в удовлетворении их потребностей.
  • Отсутствие обязательств со стороны политических кругов и других влиятельных заинтересованных лиц. Просто подчеркивалась ментальность благотворительного подхода: «Если мы сможем, давайте поможем тем, кто нуждается»
  • Благотворители или правительства удовлетворяли потребности бедных и обделенных, только когда позволяли ресурсы.
  • Поддержка вмешательства в основном на микро- уровне при минимальных усилиях на макро- уровне, национальном или международном.
  • Вызывали разочарование, так как призывали к участию только на своем уровне, но отговаривали от участия на более высоких уровнях разработки политик.

В течение полувека развивающиеся страны доказывали на сессиях Организации Объединенных Наций необходимость признать право на развитие как право человека. С ростом процесса глобализации и некоторых политических изменений во всем мире, а также с возрастанием давления со стороны развивающихся стран2)), Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла Декларацию о праве на развитие (Резолюцией 41/128 от 4 декабря 19863) года) . Эта декларация дала сильный толчок подходу на основе прав в развитии и ознаменовала новую эру в мышлении развития.

“Право на развитие является неотъемлемым правом человека, в силу которого каждому человеку и всем людям дается право участвовать, вносить свой вклад и пользоваться экономическим, социальным, культурным и политическим развитием, в котором все права человека и фундаментальные свободы могут быть полностью реализованы.”

Декларация о праве на развитие принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи 41/128 от 4 декабря 1986 года. Статья 1.1.4)

1) Sprechmann, Sofia & Pelton, Emily; 2001. Advocacy tools and Guidelines: Promoting Policy Change. P. 5. Cooperative for Assistance and Relief Everywhere, Inc. (CARE). Atlanta,USA.
3) Полный текст декларации может быть найден тут
4) Declaration on the Right to Development Declaration on the Right to Development; Adopted by General Assembly resolution 41/128 of 4 December 1986.

Personal Tools

Translations of this page:

Introduction RBA and Its Principles

The field of development has seen three major approaches to dealing with social problems. The charity model is almost instinctive to all of us. When we see a poor or a needy person, we are always tempted to donate some money, or materials to help the poor and needy in our community. This model is called the Charity Model, or sometime we call it the Generosity Model. For thousands of year, this was the prevailing model for dealing with social problems. It is based on the assumption that the philanthropists (donors) know the needs of the poor and would just satisfy this need. Although the charity model is perceived as linked always to money or in-kind donations, it could take other forms. Take the case of a community that was stricken by a disaster and people need to find a problem to the housing problem that existed after were damaged in the disaster. The charity model will address this problem by sending building materials, and sometimes teams to build the houses for the inhabitants of this region.

Around the middle of the 20th century, development workers started to shift into a new model, the Needs-Based Approach. The Needs-Based Approach (NBA) noted that the Charity Model is not adequate to address the needs of the poor and needy. They concluded that the poor and needy continued to be poor and needy as they increasingly depended on the philanthropists to satisfy their needs. In addition, since they do not participate in identifying the real needs, they are not fully committed to changes in their lives that the donors expected them to adopt. The solution was to base the interventions on the needs as expressed by the poor themselves. This approach came with a very important assumption that the donors do not have the answer to what the poor and needy actually need. Rather, the poor and needy must participate in the process of identifying their real needs and the means to address these needs.

For decades, the needs-based approach to development prevailed in the social justice field. The needs-based approach was a good improvement over the charity-based one, the previously prevailing approach to social justice and development. At the time, needs-based approach was helpful as it helped in establishing a dialogue between the helpers and the needy and called for increasing participation of those in need. Although need-based approach called for participation, it stopped short of addressing the policies and regulations as it seemed like engaging in politics. Especially with the prevailing view that NGOs should not engage in politics, the overwhelming majority of NGOs including the large ones, shied away from anything that might seem like politics, including policy making processes and donor agencies did not want to be accused of interfering in these matters. For instance, CARE International, one of the largest international NGOs worldwide, till recently, avoided engaging in changing policies as “beyond the scope of [its] programs,” in the countries in which it worked (Sprechmann & Pelton, 20011)).

Needs-based approach had few shortcomings that hindered deeper and holistic approach to social justice. These shortcomings include

  • Kept the image of needy people as beneficiaries of other benevolent ones. Poor and disadvantaged, being the recipients of help from others, still begged for help in addressing needs;
  • Implied no obligations towards political circles and other influential stakeholders. It simply emphasized the benevolent approach of “let’s help those in need whenever we can” mentality.
  • Benevolent people, or governments met the needs of the poor and disadvantaged only if resources are available;
  • Carried interventions mostly at micro levels with minimal efforts at the macro levels, national or international; and
  • Caused frustration as it encouraged people to participate at their level, but discouraged them from participating at higher policy-making circles.

For half a century, developing nations were arguing at the United Nations sessions for the need to recognize the right to development as a human right. With a growing globalization process and several political changes around the world, and with increasing pressure from developing nations2), the United Nations General Assembly adopted the Declaration on the Right to Development, Resolution 41/128 of 4 December 19863)) . This declaration gave a strong boost to the rights-based approach to development and marked a new era of the development thinking.

“The right to development is an inalienable human right by virtue of which every human person and all peoples are entitled to participate in, contribute to, and enjoy economic, social, cultural and political development, in which all human rights and fundamental freedoms can be fully realized.”

Declaration on the Right to Development Adopted by General Assemble Resolution 41/128 of 4 December 1986. Article 1.1.4)

1) Sprechmann, Sofia & Pelton, Emily; 2001. Advocacy tools and Guidelines: Promoting Policy Change. P. 5. Cooperative for Assistance and Relief Everywhere, Inc. (CARE). Atlanta,USA.
3) The full text of the declaration can be obtained at here
4) Declaration on the Right to Development Declaration on the Right to Development; Adopted by General Assembly resolution 41/128 of 4 December 1986.

Personal Tools